Категории раздела

Хабарҳо бо забони тоҷики
Хобарҳои Тоҷикистон
Ҷавонон
Сиёсат
Иқтисод
Ид ва Чорабиниҳо
Адабиёт ва Фарҳанг
Илм ва Дониш
Фарҳанг
Фарҳанг
Дин ва мазҳаб
Дин ва мазҳаб
Мухочирон
Ҷомеа
Ҷомеа
Варзиш
Минтақа
Минтақа
Ҷаҳон
Ҷаҳон
Новости
Спорт
Экономика
Энергетика и Промышленность
Политика
Общество
Миграция,Безработица, Социальная защита, Общество
Проишествия
Праздники /Мероприятие
Наука
Образование
Международные
Отношения
Мигранты
Hi-Tech
Транспорт
Здравоохранения
Образование
Культура
Безопасность
Новости Сайта
Новости и Поздравления

Мини-чат

Наш опрос
Какому сериалу заказывать озвучку?
Cообщения c Форума
Реклама!
Форма входа

Топ Материалов!
Информация
Гость
Вы в группе "Гости"
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
????????? ??????? ?????????

18.118.226.167

Мой профиль
Список пользователей
Изменить сведения
Отправить ЛС

Подпишись на обновления
Статистика
Онлайн всего:

Гостей:

Пользователей:

Смотрят: материалов

Скорость: kb/s

Статистика материалов

Новостей: 2892
Файлов: 15503
Фото: 991
Форум: 63/650
Коментариев: 1757

Зарег. на сайте

Всего: 5916
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0


Счётчики
Яндекс.Метрика

Главная » 2012 » Январь » 6 » Экономические итоги 2011 года: пребываем в шоке
15:03
Экономические итоги 2011 года: пребываем в шоке

Вот и завершился год. Чем же он запомнился и каким образом протекали экономические процессы в нашей стране и мире?

БЕЗУСЛОВНО, 2011 год оказался очень сложным для мировой экономики; с одной стороны, он прошел на фоне определенного экономического подъема, а с другой, под эгидой обострения напряжения в существующей системе глобальной экономики и, особенно, усиления долговых проблем в Еврозоне и в США.

Вначале посмотрим, как развивались события в мировой экономике:

Анализ Росбизнесконсалтинга указывает, что «2011 год оказался сложным для всей мировой экономики. Очевидно, этого следовало ожидать на стадии восстановления после глубочайшего за последние 60 лет экономического кризиса, наблюдавшегося в 2008-2009 годах. Однако год оказался значительно более трудным, чем прогнозировали аналитики. Назрела реальная угроза начавшемуся восстановлению глобальной экономики. Причем проблемы усугублялись не только там, где они были ожидаемы, но и в совершенно других странах».

На протяжении всего года политическая нестабильность вкупе с природными катаклизмами испытывала на прочность все мировые экономики и дестабилизировала мировые финансовые рынки. Еще в начале года начались революционные выступления в странах Ближнего Востока и Северной Африки, приведшие к так называемой арабской весне и свержению ряда коррумпированных режимов на волне народных выступлений. Эскалация напряженности в регионе MENA стала основной причиной ценового скачка на товарных рынках, удерживая их на отметке свыше 100 долл. за баррель нефти. Однако к концу года рынок нефти стал более волатильным и непредсказуемым в связи с обострением напряженности на Ближнем Востоке и особенно растущим напряжением вокруг Ирана и Ирака после вывода оттуда американских войск. Спекулятивный всплеск нефтяных котировок стал представлять угрозу мировой экономике. Фактически цены на нефть приблизились к тому уровню, на котором резко возрастают риски для дальнейшего восстановления экономического роста.

Другим лейтмотивом прошедшего года стали природные катаклизмы и климатические изменения, которые, кроме значительных человеческих жертв, привели к огромным экономическим потерям. В марте внимание мирового сообщества было приковано к аварии на атомной электростанции «Фукусима», вызванной землетрясением 11 марта. Реальные масштабы катастрофы поражают – десятки тысяч уже погибших и пропавших без вести, а сколькие еще станут жертвами радиоактивного облучения… Невозможно сейчас оценить и истинные масштабы экологической катастрофы. В экономическом же аспекте урон, который нанесли японской экономике землетрясение и цунами 11 марта, огромен и, по предварительным оценкам, составляет не менее 5% от ВВП страны. В условиях высокой интеграции мировой экономики отголоски японского землетрясения сказались и на мировой экономике в целом.

В первые месяцы года мировая экономика продолжала восстанавливаться. Поначалу опасения относительно вероятности повторного сползания глобальной экономики в рецессию сменились новой волной оживления, сопровождаемой резко изменившейся инфляционной картиной. Особенно актуальной стала проблема инфляции в развивающихся странах.

Непрекращающийся рост цен на товарно-сырьевых рынках вызвал нарастание инфляционных ожиданий во всем мире. В результате ведущие регуляторы мира заявили о необходимости приступить к ужесточению денежно-кредитной политики.

В 2011 году по мере выхода из мирового кризиса монетарные власти ведущих мировых держав начали постепенно отзывать стимулы, а в Европе начинает с новой силой разгораться кризис суверенного долга, в который угодили периферийные страны еврозоны – Греция, Португалия, Ирландия.

Серьезную озабоченность в мире уже с лета начинает вызывать существенное замедление темпов роста мировой экономики, которой не помешала бы новая порция стимулов. Однако во всем мире сейчас взят курс на сокращение бюджетного дефицита. Даже в США впервые после кризиса всерьез заговорили о сокращении дефицита бюджета, ситуация с которым становится критической. Именно проблема госдолга США в начале июля переключила внимание инвесторов с Греции на США, рейтинг которых международные агентства дружно грозились понизить. «Кредитный рейтинг США будет немедленно сокращен до уровня «выборочный дефолт», если государство пропустит платежи по долгам 4 августа», – заявило рейтинговое агентство S&P. В июле планка госдолга поднимается на 0,9 трлн долл. при сокращении бюджетных расходов на 0,917 трлн за 10 лет, что как раз и позволило избежать дефолта США 2 августа.

В августе произошло очередное обострение длящегося уже без малого два года кризиса суверенного долга в еврозоне, даже несмотря на решения лидеров региона предоставить Греции очередной транш помощи в размере 159 млрд евро. Шок вызвала новость о том, что третья по величине экономика еврозоны – Италия – может стать следующей жертвой продолжающего бродить по странам Старого Света вируса суверенного долга. Вдобавок рейтинговое агентство S&P сдержало обещание и понизило кредитный рейтинг США, а Китай продолжил ужесточение денежно-кредитной политики в целях предотвращения «перегрева» экономики и обуздания инфляции. Во второй половине сентября ФРС, оставив ставку на рекордно низком уровне 0–0,25%, представила новую программу стимулирования экономики в размере 400 млрд долл. под названием «Операция "Твист”».

В Европе же ситуация к концу года продолжала ухудшаться. После брюссельского саммита ЕС, прошедшего 27 октября, европейские лидеры не договорились об увеличении ресурсов МВФ и не смогли заручиться финансовой поддержкой развивающихся стран. Обострилась и политическая обстановка в странах еврозоны.

Итак, самым важным и, к сожалению, самым неприятным итогом года для мировой экономики стало замедление темпов ее восстановления. Когда же станут известны результаты IV квартала 2011 года, то, возможно, речь будет идти не только о замедлении, но и о рецессии в некоторых западных странах. Пока по итогам III квартала 2011 года экономический рост в годовом исчислении в США замедлился с 3,0% в 2010 году до 2,0%, в еврозоне – с 1,8% до 1,4%, в Германии – с 3,6% до 2,5%, во Франции ускорился – с 1,4% до 1,6%, в Великобритании замедлился с 1,8% до 0,5%.

Для экономик развивающихся стран 2011 год запомнился замедлением роста и особенно обострением инфляционных процессов. Самой, пожалуй, опасной тенденцией явился резкий рост цен на продовольствие, что в некоторой степени послужило спусковым механизмом «арабской весны».

В странах-соседях в регионе СНГ особенно знаменательным событием, пожалуй, явилось фактическое создание с 1 июля 2011 года Таможенного союза (Единого экономического пространства) и вхождение России в ВТО. Факт вступления России в ВТО крайне важен с политической точки зрения. Россия, входящая в двадцатку крупнейших мировых держав (G20), с экономикой в 1,2 трлн долл. – единственная из крупнейших экономик мира, до сих пор не являющаяся членом всемирной организации, регулирующей процесс мировой торговли. Поэтому членство в ВТО поднимет авторитет России и даст ей репутацию страны, прогнозируемой в контексте соблюдения правил всемирной торговли и открытой для иностранных инвестиций и совместных бизнес-проектов. Рост притока иностранного капитала (FDI) особенно важен для страны, поскольку на сегодняшний день российская экономика привлекает к себе значительно меньше интереса иностранных инвесторов, чем любой другой из крупнейших развивающихся рынков. Ряду секторов российской экономики (прежде всего, пищевой промышленности и машиностроению, и в меньшей степени легкой промышленности) вступление в ВТО принесет большие проблемы, в выигрыше окажется металлургическая отрасль, а такие отрасли, как добывающая и химическая промышленность, система общественного питания, финансовые услуги, транспорт, торговля, получат умеренно позитивный эффект от членства в организации.

Запомнился прошедший год также тем, что крупнейшие развивающиеся страны, как Китай и Бразилия, фактически догнали и обошли экономики развитых стра, как США и Великобритания. В целом экономики трех крупнейших развивающихся стран снизили темпы роста с 9-10 до 6-7%. Главной угрозой для этих стран является замедление глобальной экономики в случае фактического ожидаемого развала еврозоны из-за долговых проблем. Развивающиеся страны еще слишком сильно зависят от ситуации в Европе и США. Рецессия Запада сильно ударит по Китаю, который еще не нарастил в достаточной степени внутренний спрос. Снижение цен на мировых сырьевых рынках в случае рецессии мировой экономики охладит и экономики ведущих поставщиков сырья. Это прежде всего Россия и Бразилия.

Для Таджикистана это не несет ничего хорошего. Наша крайне неустойчивая экономика, поддерживаемая на плаву гигантскими притоками денежных переводов из России и не имеющая работающих внутренних источников роста, может рассыпаться как карточный домик, если реально начнет раскручиваться сценарий второй волны глобального экономического кризиса с классическим сценарием падения вначале мировых финансовых, а затем и товарных  рынков.

Таджикистан

ПОСМОТРИМ на хронологию и основные показатели развития экономики страны в уходящем году.

Согласно анализу Нацбанка, в первой половине текущего года нестабильность цен на мировых рынках и другие внешние факторы привели к увеличению инфляционных давлений и в определенной степени оказали негативное влияние на рост экономики в стране.

Начало года было ознаменовано введением поправок в Налоговый кодекс, которые, по оценкам представителей бизнес-ассоциаций, резко ужесточили условия ведения бизнеса и спровоцировали рост цен на стратегические импортируемые товары, а также дальнейший увод в тень операций малых и средних предприятий. Речь идет о введении НДС на ряд исключенных ранее статей, как то: лекарства и сельскохозяйственное оборудование, о введении акцизов на сотовую связь, а теперь и на Интернет, а также о снижении объема оборота для попадающих под патент (упрощенный режим) операций, введении новой базы социального налога на основе среднемесячной зарплаты по стране. Мало того, что данные поправки не были согласованы, обсуждены и просчитаны с позиции влияния на частный бизнес и экономику в целом, они еще и были, как у нас обычно бывает, введены задним числом. Однако это позволило перевыполнить план сбора налоговых поступлений на 3% по итогам первого полугодия, но о долгосрочных эффектах никто не подумал. Так же активно росли и расходы.

Начало года также ознаменовалось обострением ситуации с энергоснабжением страны ввиду плохо рассчитанных данных о водных ресурсах гидросооружений (Нурека), что привело к замедлению экономического роста и росту цен.

Однако в основном рост цен был вызван введением Россией экспортных пошлин на экспорт нефтепродуктов в страны - не члены Таможенного союза, включая Таджикистан. Хотя случилось это еще в мае 2010 года, пошлина возросла с 200 до 286 долларов в 2011 году, что привело к 59-процентному удорожанию ГСМ на заправках страны в 2011 году. Такой резкий рост цен на ГСМ усилил риски макроэкономической и социальной стабильности, а также продовольственной безопасности. ГСМ являются формирующим звеном структуры цен почти всех основных товаров и услуг, и их удорожание также напрямую привело к удорожанию продуктов и товаров на рынках районов и областей республики. Согласно Нацбанку страны, рост цен на горючие материалы обусловил увеличение производственных расходов, что и способствовало повышению цен на другие потребительские товары, такие как: продукты питания, пассажирско-транспортные услуги и строительные материалы. 

Промышленность в первом полугодии выросла на 5,8%, что ниже, чем в сельском хозяйстве и других секторах. Локомотив таджикской экономики (ТАЛКО) в первом полугодии снизил объемы производства на 16% из-за проблем и задержек с поставками глинозема (ввиду продолжающегося железнодорожного эмбарго со стороны Узбекистана), а также из-за снижения поставок электроэнергии в весенние месяцы.

В сельском хозяйстве ситуация в первом полугодии (как, впрочем, и весь год) осложнялась климатическими аномалиями вследствие глобального изменения климата: ранним потеплением и жарой, приведшей к необходимости повторного сева многих сельхозкультур весной, и ранним снегом в конце года, вызвавшим потери урожая, особенно риса и винограда.

Дехкане страны успешно справились с повторным севом. Ввиду высоких цен на хлопок, посевы хлопчатника были увеличены на 30%, до 210 тысяч гектаров.

Рост экономики в этот период в основном произошел за счет увеличения объема оказания услуг – на 13,5%, строительства – на 11,7%, торгово-розничного оборота – на 9,0%, производства сельскохозяйственной продукции – на 8,6% и производства промышленной продукции – на 5,8%.

В январе – июне 2011 года уровень инфляции составил 7,1%, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 4,3 процентных пункта. Основным драйвером инфляции явились растущие цены на энергоносители и продовольствие.

В целом экономика Таджикистана росла в первом полугодии благодаря высоким ценам на основное экспортируемое сырье – хлопок и алюминий, а также благодаря экспорту дешевой рабочей силы в поддерживаемую нефтяными ценами Россию. Это все способствовало созданию высокого спроса из-за растущих объемов денежных переводов в страну. Помимо этого рост поддерживался высокой долей государственных инвестиций в строительство Рогуна и юбилейных объектов к 20-летию независимости. На эти цели было направлено более миллиарда бюджетных денег прошлого года.

В части высокой доли инвестиций в юбилейные объекты большое опасение вызывали и продолжают вызывать критерии общественной и социальной полезности данных объектов, а также эффективность расходования средств. Очевидно, что массовое строительство проводилось на основании политических, а не экономических решений, принятых на основании анализа выгод и затрат, а упущенные выгоды более эффективного инвестирования данных средств были высокими.

В экономическом плане, высокие затраты на юбилейные объекты в первом полугодии привели к росту денежной массы в обращении до 400 миллионов сомони, что неминуемо вызвало почти 7-процентное обесценение сомони по отношению к доллару США и другим валютам. При этом Нацбанк сохранял «хорошую мину при плохой игре» и заявлял, что девальвация сомони – это де хорошо для экспорта... Тем не менее, МВФ четко указал на неприемлемость кредитной и денежной экспансии, и во втором полугодии денежное предложение было сокращено до порядка 260 млн. сомони. Также стабилизировался и обменный курс сомони, аккурат после пышно проведенных празднеств по поводу 20-летия независимости страны в сентябре 2011 года.

Внешнеторговая ситуация в 1-м полугодии ухудшилась и стала более неустойчивой, так как резко выросли потребности в импорте на фоне неизменных темпов роста экспорта. Торговый баланс сложился отрицательным, и его дефицит составил 841,7 млн. долл. США (33,8% ВВП), что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 264,8 млн. долл. США, или на 45,9%.

С начала и в течение всего года нарастала напряженность в банковском секторе в связи с ростом «плохих» кредитов. Согласно Нацбанку, активы банковской системы в первом полугодии выросли на 32%, а обязательства – на 36%. В структуре плохих кредитов все еще высока доля документально списанных хлопковых кредитов. При этом долгосрочные облигации, выданные государством в лице Минфина коммерческим банкам, являются фактически неликвидными и не принимаются как предмет залога для получения поддержки со стороны государства или Нацбанка. Кроме того, в течение всего года коммерческие банки страны находятся под давлением финансирования высоко рисковых проектов, как то: финансирование импорта стратегических закупок и прочее. В результате объем просроченных и плохих кредитов составляет 20-25%, по разным оценкам. Тем не менее, к концу года удается сократить данный показатель до порядка 16%.

Как и прежде, в банковском секторе сохраняются высокие риски. На фоне растущих теперь уже рисков ликвидности в российских и западных банках (основных банках - партнерах наших банков) перспективы стабильности финансовой системы Таджикистана в следующем 2012 году остаются крайне туманными.

В сентябре выпущен проект бюджета на 2012 год. Планируется дальнейшая экспансия и повышение расходов на 1,6 миллиарда сомони, до 10 млрд., но источники финансирования и роста доходов неясные. После активного обсуждения бюджет следующего года наконец-то утвержден в ноябре года. Надо отдать должное нашим депутатам нового созыва, которые задавали более сложные вопросы чиновникам Минфина. Тем не менее, многие вопросы остались без ответа, как то: прозрачность постоянно растущего Президентского фонда, экономическое обоснование высоких расходов на инфраструктурные объекты и прочее. Особую обеспокоенность продолжает вызывать высокая зависимость доходов от внешней торговли, торговли и таможенных платежей. Все это отражает неустойчивую природу «банановой экономики» Таджикистана, где доля производства продолжает падать из-за неблагоприятных условий для частного сектора и предприятий и высокой коррупции, а также вследствие высокой зависимости от экспорта рабочей силы и импорта.

В конце года активизировалась работа рабочей группы по обсуждению нового Налогового кодекса при Минфине страны. МВФ и лично президент, во время заседания Инвестиционного совета, признали настоящую ситуацию с высокими налогами и сложной системой их администрирования неприемлемой, и президент дал указания в части скорейшего разрешения этой ситуации через ускорение работы над новой редакцией Налогового кодекса. Очевидно, что налоговики явно перегнули планку, приняв на себя функцию разработки налоговой политики, которой должен заниматься Минфин. На данный момент получено и рассматривается более 500 предложений от частного сектора, предпринимателей и международных экспертов в части нового Налогового кодекса, которые призваны улучшить и упростить, сделать более стабильной, прозрачной и предсказуемой систему сбора налоговых поступлений. Ставится задача сократить расходы и оптимизировать процесс сбора налогов, сократить тем самым возможности для коррупции в налоговых органах, а также сделать налоги для частного сектора более реальными, чтобы бизнесмены не убегали от налогов, а уплачивали их легально. В этой связи очень важными будут результаты экономического обоснования введения новых налогов, которые должны быть вскоре презентованы вовлеченными экспертами.

Другим важным событием года явилась презентация повторного отчета ЦСИ о коррупции. К сожалению, выводы исследования крайне неутешительные. Коррупция, по признанию простых таджикистанцев, растет и развивается стремительно и, более того, становится системной, т.е. признается как важный и приемлемый феномен настоящей жизни в стране. Об этом указала почти половина всех опрошенных респондентов. Однако в отличие от прошлого отчета, в лидеры уверенно вышли правоохранительные органы и система здравоохранения. В числе первых несомненным чемпионом явились доблестные органы ГАИ, притчи о коррупции в которых известны почти всем автомобилистам (неблатным) в стране, но пока никак не дойдут до внимания власть имущих. Коррупция продолжает разъедать общество изнутри и ведет к огромным потерям бюджетных средств, нанося непоправимый ущерб экономике страны и ее субъектам.

В октябре года были презентованы результаты нового отчета ВБ «Ведение бизнеса – 2012», результаты которого не порадовали и не оправдали ожиданий. Таджикистан «благодаря» Всемирному банку улучшил свое положение на пять позиций, при этом опустившись на 147-е место по сравнению с 137-м в предыдущем рейтинге. Оставим, однако, в стороне «коллизии» крайне необъективного, в сущности бесполезного, как и не имеющего никакого отношения к реальной жизни инвестора и бизнесмена рейтинга ВБ. В результате видим, что частные инвестиции в Таджикистане последовательно снижаются. Несмотря на успехи в индексе «Ведение бизнеса в РТ», отражением неблагоприятного инвестиционного и бизнес-климата в Таджикистане являются низкие показатели частных инвестиций к ВВП – 1,6% за 2010 год, согласно тому же ВБ. Если сравнить с соседним охваченным нестабильностью Кыргызстаном, то там этот показатель составляет 6%. Для иностранного инвестора особенно проблемными являются вопросы получения полноценной информации об инвестиционных возможностях и законодательстве, а также отсутствие механизма защиты инвестиций, и особенно защиты собственности и прибыли от незаконного присвоения, поглощения и «рейдерства». Практика неконкуретного ведения бизнеса особенно часта у нас в Таджикистане.

В экономике страны сохраняется доминирующее влияние государственных инвестиций, вклад частного сектора в инвестиционную и сберегательную активность в стране является низким и продолжает снижаться. Относительно малая роль частного сектора в экономике объяснима, учитывая имеющиеся проблемы в инвестиционном климате, инфраструктуре, банковском секторе.

На этом фоне в конце года принимается амбициозная и имеющая слабое бюджетное и финансовое обеспечение очередная Программа госинвестиций, которую иначе как «декларацией добрых намерений» трудно назвать. Депутаты нижней палаты парламента Таджикистана утвердили 2 ноября Программу государственных внешних заимствований страны на 2012-2014 годы. Согласно программе, за указанный срок для реализации различных проектов в республике будут привлечены денежные средства в виде кредитов в размере около 1 млрд. 241 млн. долларов от иностранных инвесторов. Согласно Минфину, данные средства пойдут на реализацию 58 проектов в сферах сельского хозяйства, образования, здравоохранения, транспорта, энергетики и коммуникаций.

В целом к концу года макроэкономическая ситуация немного стабилизировалась. ВВП страны, по итогам 3-го квартала, вырос на 7,5%. На конец ноября промышленность выросла на 5,5%, а сельское хозяйство – на 8,1%. Если рост в промышленности остается весьма скромным ввиду спада в металлургии (очевидно, ТАЛКО) на 16%, то рост в сельском хозяйстве очевиден благодаря высокому урожаю хлопка и прочих культур. В октябре 2011 года Министерство сельского хозяйства рапортовало о выполнении прогнозного плана сбора хлопка. Дехканами собрано свыше 391 тыс. хлопчатника, что составляет 100,3% от намеченного плана в 390 тыс. тонн. Этот показатель на 80 тыс. тонн превышает планируемые показатели на 2010 год. В 2010 году Таджикистан перевыполнил плановые прогнозы в 300 тыс. тонн, собрав 303 тысячи тонн «белого золота».

Улучшение ситуации с монетарной политикой (через ее ужесточение) и повышение предложения внутренней сельхозпродукции способствовало снижению темпов инфляции, которая во втором полугодии выросла только на 2% от уровня 7,1% на конец июня и достигла 9,1% на конец ноября 2011 года.

На фоне опережающего роста в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью  видно, что экономика страны становится более аграрной и менее промышленно ориентированной, что не может не печалить, наводя на грустные мысли об аналогиях с экономиками беднейших стран Африки и Азии.

Ситуация с падением производства алюминия на 16% также развеивает миф о некой стратегической важности алюминиевого гиганта для экономики и народа страны. Завод, который потребляет более трети всей жизненно важной электроэнергии страны, при этом платя меньше, чем население, и проводит свои операции через непрозрачную систему толлинга, офшорные операции, в которых, возможно, остается значительная часть чистой прибыли. Несмотря на заверения МВФ, никто пока что не видел аудита офшорных операций ТАЛКО. Также было бы интересно посмотреть на анализ упущенной выгоды от толлинга после кризиса 2009 года, когда завод продолжал получать по 400 долларов за тонну, когда мировая цена алюминия выросла с 1400 до 2200 долларов за тонну.

Согласно анализу Евразийского банка развития, тенденции развития экономической ситуации, имевшие место в 1-й половине 2011 года, сохранились и в 3-м квартале. В частности, наблюдался рост внутренней торговли и сферы услуг, в основном за счет поступающих в страну денежных переводов и на фоне сохранения высоких цен на экспортные товары (алюминий, хлопок), а также продолжения роста в экономиках торговых партнеров.

Важным выводом Евразийского банка является то, что сохраняющийся внешний дисбаланс является основным фактором уязвимости экономики к внешним шокам, к которым мы, очевидно, не готовы и которые, судя по событиям в мировой экономике, уже не за горами. Импорт вырос на 22%, а экспорт только на 8,8%, в то время как дефицит торгового баланса достиг критически высокой величины в 1,726 млрд. долларов США. Несмотря на рост объемов экспорта и денежных переводов, сохраняется значительный дефицит счета текущих операций, который финансируется за счет внешних заимствований, в то время как внешний долг превысил 2 миллиарда долларов, достигнув 33% к ВВП. МВФ ожидает, что дефицит текущего счета платежного баланса страны в 2012-м составит 6,7% ВВП. Во многом данный дисбаланс финансируется переводами наших доблестных трудовых мигрантов, которые продолжают кормить свою страну, обеспечивая импорт, спрос и потребление и гарантируя пока что хрупкую устойчивость макроэкономической ситуации в Таджикистане. Так, согласно прогнозам МВФ, в этом году объем денежных переводов достигнет показателей докризисного 2008-го и продолжит рост в следующем году.

Согласно данным Центробанка России, Таджикистан и Узбекистан лидируют в списке стран - получателей трансфертов из России. На конец 3-го квартала в Таджикистан переведено более $1,044 млрд. Средняя сумма одной операции в Таджикистан составляет $296. Согласно же Всемирному банку (доклад о миграции и развитии), Таджикистан является наиболее зависимой от денежных переводов страной, удерживая пальму лидерства в списке 10 самых зависимых от денежных переводов стран в мире. Объем переводов таджикских трудовых мигрантов составил в 2010 году $2,3 млрд., что составило 31% ВВП Таджикистана. По оценкам Всемирного банка, по итогам 2011 года размер переводов в республику вырастет до $2,7 млрд.

В этой связи нельзя не согласиться с грустным выводом экспертов Евразийского банка развития, которые весьма верно заключили, что по итогам года экономика Таджикистана остается уязвимой к действию негативных шоков как со стороны изменения цен на экспортируемые и импортируемые страной товары, так и со стороны внешнего финансирования. Решение этих задач в большей степени зависит от развития экономической ситуации в мире. В случае сохранения высоких цен на экспортируемые товары и притока прямых инвестиций и трансфертов из-за рубежа можно рассчитывать на дальнейший рост экономики страны более или менее стабильными темпами. А что же в противном случае?

Однако ведь есть еще и оборотная сторона медали. Не может экономика страны уже двадцать лет расти и оставаться на плаву в основном за счет экспорта своей рабочей силы на фоне растущей безграмотности и падения уровня образования и квалификации, при этом все более превращаясь в ничего не производящего паразита типа «купи-продай», из которого сосут все соки и ресурсы коррумпированные чиновники, и где частный бизнес рассматривается как источник краткосрочной наживы и обмана. Доля промышленности страны сократилась с 40 до 12% в период независимости, и настолько же выросла доля торговли и услуг. В итоге мы полностью зависим от прихоти соседей, что и показали конфликт с Россией по поводу дела летчиков и растущая зависимость от кредитной и экономической экспансии Китая на наш внутренний рынок. Данная крайне высокая степень уязвимости Таджикистана снижает способность политической независимости страны в регионе. Решение этой проблемы лежит в плоскости ускорения реальных, а не бумажных реформ экономики, улучшения инвестиционного климата, сокращения госаппарата и реформирования институтов, реального сокращения коррупционного пресса, вливания свежей крови компетентных и не скомпрометировавших себя молодых чиновников и управленцев, в том числе представленных другими, нежели сейчас, регионами.

Однако существуют большие сомнения в плане того, есть ли такое понимание и решительность намерений среди существующей элиты власти или стране придется столкнуться с переменами и экономическими шоками, вызванными внешними событиями, что с высокой долей вероятности ожидается в следующем 2012 году.

Категория: Экономика | Просмотров: 715 | Добавил: madina | Теги: точикистон, Тело Дженнифер/ Jennefer’s body, новости, Вахдат, Экономические итоги 2011 года? | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar