Таджикская традиционная музыка
Музыкальное искусство является фундаментальной
основой духовного богатства таджиков. С древнейших времен происходило
формирование его направлений, жанров, видов, форм на основе творческой
деятельности предков таджикского народа - древних восточных иранцев -
бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, а также других народов,
населявших территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Ирана,
Восточного Туркестана. Важную роль в становлении культурных традиций
таджиков сыграло также и художественное творчество иранских народов
степного региона (скифов, савромато-сармат, сако-массагетов), населявших
территории степных, лесостепных и горных ландшафтов Евразии от северных
границ Китая до Венгрии. Важнейшие параметры исторического становления
и развития музыки таджиков определялись культово-ритуальной практикой
(жреческие традиции) и светской городской жизнью, ее важнейшими
сторонами: дворцово-церемониальной, военной, рыцарской и деятельностью
гильдии музыкантов в структуре ремесленных корпораций. Зарождение
музыкального профессионального искусства было связано с художественной
жизнью города и в своих истоках восходит к концу ІІ началу І тысячелетия
до н.э. Развитие различных ремесел способствовало образованию
специально предназначенных и профессионально обученных людей,
обслуживающих народные празднества, обрядово-ритуальную и
дворцово-церемониальную практику.
Первые ростки профессиональной
музыкальной деятельности возникли в среде жреческого сословия. Жречество
использовало музыку для оформления своей идеологии. Зороастризм являлся
базовой религией предков таджикского народа. Его каноны вобрали древние
культово-ритуальные нормы, а также традиции в области музыкального
оформления культовой практики. Авеста - священная книга зороастрийцев,
сложившаяся на рубеже ІІ-І тысячелетия до нашей эры, является не только
собранием гимнов и обращений к богам, но она и вобрала в себя
разнообразные знания, связанные с социальным устройством общества.
Истоками гимнов и молитв Авесты выступают лирические, героические,
эпические песни и некоторые формы драматических действий.
О древних
культах и ритуальных танцах с использованием ударного музыкального
инструмента бубна рассказывают петроглифы урочища Саймалы-таш
(Ферганский хребет). Существует легенда об изобретении музыкального
инструмента даф. Его основу составлял округленный и выдолбленный
посередине большой камень, обтянутый кожей осла. По дошедшим до нас
преданиям, от игры на дафе и на каменных кастаньетах (кайрак) будто бы
прекращались головные боли мифического царя древних иранцев Заххака.
Данная легенда имеет тесную связь с ритуалом жертвоприношения, а
выдолбленный камень, обтянутый кожей жертвенного животного, выступает
аксессуаром культа, обладающим магической силой и стимулирующим
плодородие.
С распространением буддизма на территории Центральной
Азии музыка становится составной частью его культово-ритуальной
практики. Айртамский фриз (ІІ век н.э.), обнаруженный в городище Айртам
близ Термеза, его скульптурные изображения музыкантов во многом отражают
буддийскую тематику, но в их трактовке все же господствуют иранские
бактрийские элементы.
Процесс демократизации музыкальной жизни имел
тесную связь с деятельностью гильдии музыкантов. Музыканты-певцы и
инструменталисты, а также танцовщицы, плакальщицы, актеры и другие
представители искусства объединялись в определенные цеха, чтобы
совместно обслуживать зрелищные представления, различные народные
обрядово-церемониальные и ритуальные действия. В ремесленных корпорациях
формировалась традиционная система обучения "мастер-ученик", которая
сыграла большую роль в качественном развитии музыкального искусства,
обеспечении преемственности традиций. Мастера-учителя в течение
нескольких лет обучали своих учеников определенному виду музыкальной
деятельности, традициям вокального и инструментального исполнительства. В
этих корпорациях с детства воспитывались представители музыкального
ремесла.
Важной сферой проявления и развития музыкального искусства
таджиков являлась армия. Известно, что уже в первые десятилетия VІІ века
до нашей эры была создана регулярная армия и народное ополчение у
предков таджикского народа. В армию, состоящую из различных родов войск,
включались военные музыканты. О широком применении котлообразных
барабанов в военном быту свидетельствует Плутарх. Он, в частности,
говорит о том, что при разгроме римских войск во главе с Красом 9 мая 53
года парфяне устрашали римлян громом своих боевых барабанов: парфяне,
воодушевляя себя перед боем, не трубили в рог и трубы, а поднимали шум,
колотя в обтянутые кожей полые инструменты, обвешанные кругом медными
погремушками.
Некоторые музыкальные инструменты в контексте военного
ритуала имели символическое значение. Например, духовой инструмент труба
являлся знаком отличия военачальника. Такие музыкальные инструменты,
как идиофон - джом, аэрофон - най, най руин, являлись атрибутами царей, а
мембранофон - большой барабан - непосредственно вручался командующему
войсками. Сходными символическими чертами обладали музыкальные
инструменты табира, чарс и др., они во многом определяли ранг того или
иного военного.
Древние праздники сыграли важную роль в возникновении
различных музыкальных жанров и форм, тесно связанных с
культово-ритуальной практикой, светскими, городс-кими музыкальными
традициями. Например, праздник Навруз является не только днем начала
сотворения мира Ахура-Маздой, днем зарождения зороастризма,
установлением календарной системы таджикского народа, но и днем
восшествия на трон легендарного царя Джамшеда. С праздником Навруз
связаны старинные песни "Наврузи Бузург", "Наврузи Хоро", впоследствии
вошедшие в классические музыкальные циклы "Двенадцать макомов" и
"Шашмаком".
В истории культуры таджиков музыкальное искусство
созанда, мавригихонов - певцов и танцовщиц - занимает особое место. Это
искусство характерно для музыкальной культуры таджиков Бухары и
Самарканда. Исполнительские традиции созанда и мавригихонов уходят в
глубину веков. Известными музыкантами, певцами, певицами и танцовщицами
этих музыкально-поэтических жанров в XIX-XX вв. являлись Ёкути Ораз,
Шоиста Амбари Ашк, Келини Гули Сурх, Мукаррамча Тилло, Ёдгор,
Латофатхон, Курбонхон Самарканди и др.
В таджикской традиционной
музыке важное место занимает искусство сказителей - гуруглихонов.
Героико-исторический жанр в музыкальном фольклоре таджиков распространен
преимущественно в Южных районах Таджикистана. Выдающимися исполнителями
музыкального эпоса являются Хикмат Ризо, Бобоюнус Худойдодзода,
Хакназар Кабуд, Курбонали Раджаб и др.
Одним из древних жанров,
который сохранился и широко сегодня распространен в южных районах и
Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, является фалак -
музыкально-поэтический жанр лирико-философской направленности. Фалак
переводится с таджикского как небо‚ судьба. В этом жанре используются
стихотворные формы рубаи‚ байт‚ а также стихи из народного творчества и
классической таджикско-персидской поэзии. Фалак исполняется в
сопровождении музыкального инструмента дутар (думбрак)‚
струнно-смычкового (гиджак) и духового инструментов (тутак). В фалаке
воспеваются мечты и чаяния народа‚ любовь к жизни и природе‚ высокие
человеческие идеалы. Огромный вклад в сохранение и развитие этого жанра,
а также и других жанров таджикской традиционной музыки внесли известные
народные певцы: Одина Хошимов, Файзали Хасанов, Гульчехра Содикова,
Давлатманд Холов, Наврузшо Курбонасейнов, Моджан Назардодова.
XX век
для таджикской музыки стал временем огромных перемен, связанных с
освоением и развитием нового для национальной художественной традиции
типа профессионального музыкального творчества, формирование которого
исторически произошло на почве музыкальных культур европейских народов. В
Таджикистане осваиваются не только новые жанры музыки, такие как опера,
симфония, оратория, кантата, инструментальный концерт, балет и др., но
создается новая современная музыкальная инфраструктура: учебные, научные
и концертные учреждения, формируется таджикская композиторская школа.
Параллельно с развитием новой профессиональной музыки продолжает
развиваться традиционная музыка. Соотношение и развитие этих двух
основных направлений составляет содержание и художественное своеобразие
музыкальной культуры таджиков в XX веке.
В с 26 по 28 марта 2004 года
в Душанбе впервые состоялся Международный фестиваль и симпозиум на
тему: "Фалак" и художественные традиции народов Центральной Азии.
Несколько дней на сцене Государственной филармонии зрители имели
уникальную возможность послушать исполнительские традиции разных
регионов Таджикистана, связанные с искусством "Фалак". Это неповторимые:
певец, музыкант, знаток музыкально-поэтического творчества (фалак,
рубаи, байти достон, дубайти) Давлатманд Холов, заслуженная артистка
Таджикской ССР Гулчехра Содикова, группа Одины Хошима, Сафар Каримов,
Сафар Кодиров, Бахром Кодиров, Асмил и Зарагуль Искандаровы, Махмадали
Аюбов, Махмадризо Мадиев и многие другие. Таджикский зритель тепло
встречал не только таджикских исполнителей, но и бурно рукоплескал
мастерам искусств Ирана, Афганистана и Казахстана.
Устроителями
этого значимого события выступила творческая группа под руководством
известного таджикского музыканта и композитора Амирбека Мусоева при
содействии Министерства культуры Таджикистана и финансовой поддержке
Таджикского отделения Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса, Центр
"Сотрудничество и развитие").
На Международный фестиваль и симпозиум
традиционного музыкального искусства приехали гости из Ирана,
Афганистана, Индии, Казахстана, Кыргыстана, Узбекистана, Франции и
Америки.
Фестиваль открыли с приветственными речами: министр культуры
Таджикистана (Р.М. Амиров) и директор Таджикского отделения Института
"Открытое Общество" (Фонд Сороса, Центр "Сотрудничество и развитие") (О.
Бобоназарова), которые говорили о фалаке как о древнем и оригинальном
жанре традиционного таджикского музыкального искусства. В 2003 году
согласно Указу Президента Республики Таджикистан был образован
государственный ансамбль "Фалак". И это послужило основанием нынешнему
торжеству, которое приурочено к дням празднования Навруза.
В прениях
учёные пришли к единому мнению о том, что фалак требует постоянного
изучения и открытия. Необходим комплексный подход в определении фалака и
популяризация этого вида музыкального искусства. Фалак - это
музыкальное искусство, зародившееся в глубокой древности, которое
сегодня почти забыто. Поэтому важно возродить древние традиции
музыкального искусства вопреки его исчезновению!