Категории раздела

Хабарҳо бо забони тоҷики
Хобарҳои Тоҷикистон
Ҷавонон
Сиёсат
Иқтисод
Ид ва Чорабиниҳо
Адабиёт ва Фарҳанг
Илм ва Дониш
Фарҳанг
Фарҳанг
Дин ва мазҳаб
Дин ва мазҳаб
Мухочирон
Ҷомеа
Ҷомеа
Варзиш
Минтақа
Минтақа
Ҷаҳон
Ҷаҳон
Новости
Спорт
Экономика
Энергетика и Промышленность
Политика
Общество
Миграция,Безработица, Социальная защита, Общество
Проишествия
Праздники /Мероприятие
Наука
Образование
Международные
Отношения
Мигранты
Hi-Tech
Транспорт
Здравоохранения
Образование
Культура
Безопасность
Новости Сайта
Новости и Поздравления

Мини-чат

Наш опрос
Какому сериалу заказывать озвучку?
Cообщения c Форума
Реклама!
Форма входа

Топ Материалов!
Информация
Гость
Вы в группе "Гости"
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
????????? ??????? ?????????

3.145.44.22

Мой профиль
Список пользователей
Изменить сведения
Отправить ЛС

Подпишись на обновления
Статистика
Онлайн всего:

Гостей:

Пользователей:

Смотрят: материалов

Скорость: kb/s

Статистика материалов

Новостей: 2892
Файлов: 15503
Фото: 991
Форум: 63/650
Коментариев: 1757

Зарег. на сайте

Всего: 5916
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0


Счётчики
Яндекс.Метрика

Турецкие сериалы на русском

Таджикская традиционная музыка

Музыкальное искусство является фундаментальной основой духовного богатства таджиков. С древнейших времен происходило формирование его направлений, жанров, видов, форм на основе творческой деятельности предков таджикского народа - древних восточных иранцев - бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, а также других народов, населявших территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Ирана, Восточного Туркестана. Важную роль в становлении культурных традиций таджиков сыграло также и художественное творчество иранских народов степного региона (скифов, савромато-сармат, сако-массагетов), населявших территории степных, лесостепных и горных ландшафтов Евразии от северных границ Китая до Венгрии.  Важнейшие параметры исторического становления и развития музыки таджиков определялись культово-ритуальной практикой (жреческие традиции) и светской городской жизнью, ее важнейшими сторонами: дворцово-церемониальной, военной, рыцарской и деятельностью гильдии музыкантов в структуре ремесленных корпораций. Зарождение музыкального профессионального искусства было связано с художественной жизнью города и в своих истоках восходит к концу ІІ началу І тысячелетия до н.э. Развитие различных ремесел способствовало образованию специально предназначенных и профессионально обученных людей, обслуживающих народные празднества, обрядово-ритуальную и дворцово-церемониальную практику.
Первые ростки профессиональной музыкальной деятельности возникли в среде жреческого сословия. Жречество использовало музыку для оформления своей идеологии. Зороастризм являлся базовой религией предков таджикского народа. Его каноны вобрали древние культово-ритуальные нормы, а также традиции в области музыкального оформления культовой практики. Авеста - священная книга зороастрийцев, сложившаяся на рубеже ІІ-І тысячелетия до нашей эры, является не только собранием гимнов и обращений к богам, но она и вобрала в себя разнообразные знания, связанные с социальным устройством общества. Истоками гимнов и молитв Авесты выступают лирические, героические, эпические песни и некоторые формы драматических действий.
О древних культах и ритуальных танцах с использованием ударного музыкального инструмента бубна рассказывают петроглифы урочища Саймалы-таш (Ферганский хребет). Существует легенда об изобретении музыкального инструмента даф. Его основу составлял округленный и выдолбленный посередине большой камень, обтянутый кожей осла. По дошедшим до нас преданиям, от игры на дафе и на каменных кастаньетах (кайрак) будто бы прекращались головные боли мифического царя древних иранцев Заххака. Данная легенда имеет тесную связь с ритуалом жертвоприношения, а выдолбленный камень, обтянутый кожей жертвенного животного, выступает аксессуаром культа, обладающим магической силой и стимулирующим плодородие.
С распространением буддизма на территории Центральной Азии музыка становится составной частью его культово-ритуальной практики. Айртамский фриз (ІІ век н.э.), обнаруженный в городище Айртам близ Термеза, его скульптурные изображения музыкантов во многом отражают буддийскую тематику, но в их трактовке все же господствуют иранские бактрийские элементы.
Процесс демократизации музыкальной жизни имел тесную связь с деятельностью гильдии музыкантов. Музыканты-певцы и инструменталисты, а также танцовщицы, плакальщицы, актеры и другие представители искусства объединялись в определенные цеха, чтобы совместно обслуживать зрелищные представления, различные народные обрядово-церемониальные и ритуальные действия. В ремесленных корпорациях формировалась традиционная система обучения "мастер-ученик", которая сыграла большую роль в качественном развитии музыкального искусства, обеспечении преемственности традиций. Мастера-учителя в течение нескольких лет обучали своих учеников определенному виду музыкальной деятельности, традициям вокального и инструментального исполнительства. В этих корпорациях с детства воспитывались представители музыкального ремесла.
Важной сферой проявления и развития музыкального искусства таджиков являлась армия. Известно, что уже в первые десятилетия VІІ века до нашей эры была создана регулярная армия и народное ополчение у предков таджикского народа. В армию, состоящую из различных родов войск, включались военные музыканты. О широком применении котлообразных барабанов в военном быту свидетельствует Плутарх. Он, в частности, говорит о том, что при разгроме римских войск во главе с Красом 9 мая 53 года парфяне устрашали римлян громом своих боевых барабанов: парфяне, воодушевляя себя перед боем, не трубили в рог и трубы, а поднимали шум, колотя в обтянутые кожей полые инструменты, обвешанные кругом медными погремушками.
Некоторые музыкальные инструменты в контексте военного ритуала имели символическое значение. Например, духовой инструмент труба являлся знаком отличия военачальника. Такие музыкальные инструменты, как идиофон - джом, аэрофон - най, най руин, являлись атрибутами царей, а мембранофон - большой барабан - непосредственно вручался командующему войсками. Сходными символическими чертами обладали музыкальные инструменты табира, чарс и др., они во многом определяли ранг того или иного военного.
Древние праздники сыграли важную роль в возникновении различных музыкальных жанров и форм, тесно связанных с культово-ритуальной практикой, светскими, городс-кими музыкальными традициями. Например, праздник Навруз является не только днем начала сотворения мира Ахура-Маздой, днем зарождения зороастризма, установлением календарной системы таджикского народа, но и днем восшествия на трон легендарного царя Джамшеда. С праздником Навруз связаны старинные песни "Наврузи Бузург", "Наврузи Хоро", впоследствии вошедшие в классические музыкальные циклы "Двенадцать макомов" и "Шашмаком".
В истории культуры таджиков музыкальное искусство созанда, мавригихонов - певцов и танцовщиц - занимает особое место. Это искусство характерно для музыкальной культуры таджиков Бухары и Самарканда. Исполнительские традиции созанда и мавригихонов уходят в глубину веков. Известными музыкантами, певцами, певицами и танцовщицами этих музыкально-поэтических жанров в XIX-XX вв. являлись Ёкути Ораз, Шоиста Амбари Ашк, Келини Гули Сурх, Мукаррамча Тилло, Ёдгор, Латофатхон, Курбонхон Самарканди и др.
В таджикской традиционной музыке важное место занимает искусство сказителей - гуруглихонов. Героико-исторический жанр в музыкальном фольклоре таджиков распространен преимущественно в Южных районах Таджикистана. Выдающимися исполнителями музыкального эпоса являются Хикмат Ризо, Бобоюнус Худойдодзода, Хакназар Кабуд, Курбонали Раджаб и др.
Одним из древних жанров, который сохранился и широко сегодня распространен в южных районах и Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, является фалак - музыкально-поэтический жанр лирико-философской направленности. Фалак переводится с таджикского как небо‚ судьба. В этом жанре используются стихотворные формы рубаи‚ байт‚ а также стихи из народного творчества и классической таджикско-персидской поэзии. Фалак исполняется в сопровождении музыкального инструмента дутар (думбрак)‚ струнно-смычкового (гиджак) и духового инструментов (тутак). В фалаке воспеваются мечты и чаяния народа‚ любовь к жизни и природе‚ высокие человеческие идеалы. Огромный вклад в сохранение и развитие этого жанра, а также и других жанров таджикской традиционной музыки внесли известные народные певцы: Одина Хошимов, Файзали Хасанов, Гульчехра Содикова, Давлатманд Холов, Наврузшо Курбонасейнов, Моджан Назардодова.
XX век для таджикской музыки стал временем огромных перемен, связанных с освоением и развитием нового для национальной художественной традиции типа профессионального музыкального творчества, формирование которого исторически произошло на почве музыкальных культур европейских народов. В Таджикистане осваиваются не только новые жанры музыки, такие как опера, симфония, оратория, кантата, инструментальный концерт, балет и др., но создается новая современная музыкальная инфраструктура: учебные, научные и концертные учреждения, формируется таджикская композиторская школа. Параллельно с развитием новой профессиональной музыки продолжает развиваться традиционная музыка. Соотношение и развитие этих двух основных направлений составляет содержание и художественное своеобразие музыкальной культуры таджиков в XX веке.
В с 26 по 28 марта 2004 года в Душанбе впервые состоялся Международный фестиваль и симпозиум на тему: "Фалак" и художественные традиции народов Центральной Азии. Несколько дней на сцене Государственной филармонии зрители имели уникальную возможность послушать исполнительские традиции разных регионов Таджикистана, связанные с искусством "Фалак". Это неповторимые: певец, музыкант, знаток музыкально-поэтического творчества (фалак, рубаи, байти достон, дубайти) Давлатманд Холов, заслуженная артистка Таджикской ССР Гулчехра Содикова, группа Одины Хошима, Сафар Каримов, Сафар Кодиров, Бахром Кодиров, Асмил и Зарагуль Искандаровы, Махмадали Аюбов, Махмадризо Мадиев и многие другие. Таджикский зритель тепло встречал не только таджикских исполнителей, но и бурно рукоплескал мастерам искусств Ирана, Афганистана и Казахстана.
Устроителями этого значимого события выступила творческая группа под руководством известного таджикского музыканта и композитора Амирбека Мусоева при содействии Министерства культуры Таджикистана и финансовой поддержке Таджикского отделения Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса, Центр "Сотрудничество и развитие").
На Международный фестиваль и симпозиум традиционного музыкального искусства приехали гости из Ирана, Афганистана, Индии, Казахстана, Кыргыстана, Узбекистана, Франции и Америки.
Фестиваль открыли с приветственными речами: министр культуры Таджикистана (Р.М. Амиров) и директор Таджикского отделения Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса, Центр "Сотрудничество и развитие") (О. Бобоназарова), которые говорили о фалаке как о древнем и оригинальном жанре традиционного таджикского музыкального искусства. В 2003 году согласно Указу Президента Республики Таджикистан был образован государственный ансамбль "Фалак". И это послужило основанием нынешнему торжеству, которое приурочено к дням празднования Навруза.
В прениях учёные пришли к единому мнению о том, что фалак требует постоянного изучения и открытия. Необходим комплексный подход в определении фалака и популяризация этого вида музыкального искусства. Фалак - это музыкальное искусство, зародившееся в глубокой древности, которое сегодня почти забыто. Поэтому важно возродить древние традиции музыкального искусства вопреки его исчезновению!