Категории раздела

Хабарҳо бо забони тоҷики
Хобарҳои Тоҷикистон
Ҷавонон
Сиёсат
Иқтисод
Ид ва Чорабиниҳо
Адабиёт ва Фарҳанг
Илм ва Дониш
Фарҳанг
Фарҳанг
Дин ва мазҳаб
Дин ва мазҳаб
Мухочирон
Ҷомеа
Ҷомеа
Варзиш
Минтақа
Минтақа
Ҷаҳон
Ҷаҳон
Новости
Спорт
Экономика
Энергетика и Промышленность
Политика
Общество
Миграция,Безработица, Социальная защита, Общество
Проишествия
Праздники /Мероприятие
Наука
Образование
Международные
Отношения
Мигранты
Hi-Tech
Транспорт
Здравоохранения
Образование
Культура
Безопасность
Новости Сайта
Новости и Поздравления

Мини-чат

Наш опрос
Какому сериалу заказывать озвучку?
Cообщения c Форума
Реклама!
Форма входа

Топ Материалов!
Информация
Гость
Вы в группе "Гости"
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
????????? ??????? ?????????

52.14.88.137

Мой профиль
Список пользователей
Изменить сведения
Отправить ЛС

Подпишись на обновления
Статистика
Онлайн всего:

Гостей:

Пользователей:

Смотрят: материалов

Скорость: kb/s

Статистика материалов

Новостей: 2892
Файлов: 15503
Фото: 991
Форум: 63/650
Коментариев: 1757

Зарег. на сайте

Всего: 5916
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0


Счётчики
Яндекс.Метрика

Турецкие сериалы на русском

Традиционная одежда в Таджикистане

Традиционная одежда Таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.
У женщин - туникообразного покроя платья, в сельских районах - из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.
Общими элементами традиционной одежды у женщин служили рубаха или платье туникообразного покроя, широкие шаровары с напуском у щиколотки, головной платок (в некоторых местностях — тюбетейка и платок), а у горожанок и равнинных таджичек также распашной халат и местная обувь. Этническая традиция и сейчас проявляется в одежде равнинных и горных таджичек. Вышитые платья горных таджичек, особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы народного декоративного искусства. Горные таджики, особенно памирские, и мужчины и женщины, в холодное время года носят вязанные из цветной шерсти высокие (до колен и выше) носки с красивым геометрическим или растительным орнаментом.
В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.
На весь мир прославились особые таджикские шелка, которые создают незабываемые впечатления праздничности, красочности, жизнелюбия. Женские платья, шальвары, платки, мужские халаты, чалмы, тюбетейки - для всего свои узоры, цвета, силуэты. Сохраняется традиция хлопчатобумажного художественного ткачества, когда вручную изготавливаются на ткацком станке ткани с рисунком в полоску для национальной одежды в Душанбе, Каратаге, Шахринау: алоча, бекасаб. А шелковые ткани сочетают ручное и механизированное производство. С яркими узорами "абр", что означает "облако", шелка различной выделки, хан-атласы, традиционные для народов Таджикистана и Узбекистана. Абровые узоры - древние, их находят на старых тканях Бухары и Самарканда, хотя эти художественные находки до конца не изучены. Полосатые ткани строги, ограничены в контурах, абровые же декоративны, как бы не имеют границ, перетекание одного узора в другой, смена ярких, сочных красок создает уникальное ощущение радости бытия.
Вышивка всегда составляла основную часть украшения таджикского костюма и жилища. В любом доме обязательно найдется прекрасно вышитая вещь больших или малых размеров, с любовью сохраняемая хозяйкой. Интерьер народного жилища таджиков, живущих в равнинных областях (у горных таджиков убранство интерьера намного скупее), складывавшийся веками, - своеобразное красочное зрелище. Так, мехмонхона (комната для гостей) порой ослепляет своей яркостью, фантастичностью красок и форм. Традиционные национальные обычаи способствовали появлению в помещениях жилого дома ниш различной формы и величины. Они украшены резьбой и росписью по дереву и ганчу, в них находится множество предметов народного декоративного творчества: керамические кувшины, чашки, блюда, металлические подносы, орнаментированные сундуки, иногда засушенные лепешки с лепным орнаментом из теста; целые горы цветных ватных одеял, сложенных в аккуратные стопы. Иногда ниши закрыты специальными вышитыми занавесями - борпушами. Пол является как бы продолжением этого красочного хоровода: он сплошь устлан коврами и ткаными паласами, между которыми иногда проглядывает теплый, спокойный цвет земли. Деревянный потолок дополняет эту жизнерадостную картину своими затейливыми узорами росписи.
Каждая оставшаяся свободной от ниши часть стены заполнена или вышитыми мелкими предметами различного назначения - мешочками для расчесок, зеркала (ойнахалта), чая (чойхалта), или крупными коврами, так называемыми сюзане. На трех стенах комнаты - торцовой и продольных - в верхней части располагается вышитая дорожка-зардевор. Во время свадебных торжеств можно видеть на стенах вышитые тюбетейки и платья невесты, дополняющие художественный комплекс убранства этой комнаты для гостей. Большое место здесь отводится и мужским поясным платкам-румолам: они тоже развешиваются вдоль стен, как бы говоря о внимании невесты к жениху, приготовившей для него все эти румолы. Мебели как таковой в народном интерьере нет (не считая сундуков, стоящих глубоко в нишах, и иногда встроенных шкафов, так называемых сандали). Хотя все пространство комнаты свободно, она не кажется пустой. Декоративная насыщенность убранства стен, потолка и пола настолько велика, что любой предмет казался бы здесь лишним. Особое место в декоративно-прикладном искусстве Таджикистана занимает изготовление оберега, куклы - «лухтак». Лухтак - это оберег, который и сегодня изготавливают таджикские семьи, живущие в высокогорных кишлаках, хотя современные женщины их уже почти не делают.
Кукла делается из двух палочек крестом и головы. Кукле - девочке выплетается круглое или овальное лицо с геометрически точным ромбом, зрительно уходящим в глубину. Кукле - мальчику лицо оставляется безо всякого оформления, только сверху наматывается белая "чалма" с опущенным на плечо концом ткани. Зато ему ярко выплетается длинная шея. Первоначальное назначение куклы - оберегать дом, семью, отдельно мужчин и мальчиков, женщин и девочек. Рождение куклы лухтак восходит к  периоду зороастризма на территории Таджикистана (до 7 века н.э.). Она была много столетий распространена повсеместно: оберегала дом и людей от бед, с нею играли дети.