Традиционная резьба Таджикистана
По многообразию и насыщенности извивов, количеству узоров и растительных орнаментов на входных дверях или воротах, определяют статус хозяина дома. Поэтому ремесло резчика ценится в Таджикистане очень высоко.
В каждой области резчики по дереву умудрялись создавать свой, неповторимый орнамент. И любой скажет - «этот мастер из Исфары, тот - из гарма, а этот - еще только начинающий. Мы не знаем, откуда он!». Искусство резьбы по дереву древнейшее из ремесел на Востоке.
Резьба в Таджикистане представлена несколькими видами: Кандакории барджастаи мукарнаси - резьба-барельеф, кандакории хамвор - прямая‚ гладкая резьба, чукур - глубокая; дутарафа - решетка, руйбаст - закрытая.
Запрет ислама на воспроизведение ликов людей,животных и птиц, сначала VIII века, вытеснил сюжетную резьбу и роспись‚ распространил стиль условно-отвлеченного орнамента. Художественная резьба находила применение в декоре перекладин‚ панно‚ консолей. Художественная обработка дерева применялась в резных надгробиях и фризах с надписями‚ колоннах‚ балках‚ решетках‚ пюпитрах - подставках для чтения священных книг‚ фигурных столиках.
Резьба Кандакори – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства таджиков. Применяется для художественной обработки дерева‚ кости‚ ганча (алебастра).
Чубкори – тоже древнейший вид художественной резьбы по дереву. В музеях страны сохранились ее великолепные образцы: резные колонны из кишлаков - Рарз‚ Фатмев‚ Куруд‚ Оббурдон. Резные двери из мавзолеев в Узбекистане - Чашма Аюб (14-15 вв. Бухара)‚ Гур-и Эмир (Самарканд)‚ в Таджикистане - Бобо Таго (Ура-Тюбе)‚ орнаментированные в строго выстроенной геометрической сетке, типа "гирих"‚ участки которой заполнены растительно-цветочным узором.
Капители мечетей Хавзи Сангин‚ Далёни Боло в городе Ура-Тюбе‚ Джоме в Худжанде‚ Сурх в Исфаре выполнены в традициях старинной резьбы. Мастера горных областей Таджикистана применяют в своем творчестве стилизованные изображения сталактитов и сталагмитов. В быту таджиков Памира и Припамирья резьба по дереву часто использовалась для украшения интерьеров жилищ. Особенно часто художественное оформление применяется при изготовлении - бузовез‚ бучкигич - перекладин для подвешивания туш овец и коз‚ кучкорак‚ овак - рогообразных бало)‚ чохдон - круглых сундуков.
В горных районах Таджикистана в резьбе сохранились архаические элементы, формы и названия узоров‚ символизирующие небесные светила‚ животных и растения.
В современном таджикском искусстве резьбы по дереву развиваются две тенденции: народная (в сельской местности)‚ и профессиональная (в городском строительстве). Но и в той и в другой придерживаются средневековых традиций декоративного искусства.
Ганчкори – резьба по ганчу (алебастру) – один из древнейших видов украшения интерьеров и экстерьеров зданий, насчитывающих около тысяч и лет. Этому виду искусства покровительствовали шахи и правители всех рангов. Ганчкори использовался в дворцовых постройках средневекового Хульбука‚ Педжикента, Шахристана, Тахти Сангина, Аджина-тепе. В сюжетах резчиков по ганчу использовались изображения деревьев‚ животных‚ женщин-птиц‚ плодов деревьев‚ гроздьев винограда с побегами. Из ганча изготовлялись резные ажурные решетки на окнах дворцов и мечетей.
Лучшими мастерами считались резчики из Ура-Тюбе. Они применяют характерные технические приёмы. "Заминкор" – прямой срез узора с плоским фоном; "лулапардоз" – придает геометрическим и растительно-цветочным узорам овальную форму.
Ведущим мотивом в резьбе по ганчу является "пахтапардоз", соответствующий технике трехгранно - выемчатой резьбы‚ а для "табакапардоз" – характерна дополнительная отделка поверхности орнаментальными мотивами побегов растений‚ листьев и линий.
Другие виды и мотивы - чокапардоз - двухслойная резьба‚ гул -многолепестковый цветок‚ турундж - замкнутые розетки‚ лоламадохил - стрельчатые мотивы‚ гулдаста -миниатюрные колонки-башенки.
В современном искусстве Таджикистана применяется резной ганч в декоре интерьеров и экстерьеров театра оперы и балета им. С.Айни‚ библиотеки им. Фирдоуси.
Сангтароши-сангкори‚ хаккоки – резьба по камню, один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Памятники культуры Греко-Бактрии‚ Кушан‚ Сасанидов‚ Саманидов свидетельствуют о высоком профессионализме резчиков по камню.
В каменных деталях украшении надгробных плит‚ резных фигурных колонн‚ фризов‚ панелей Темуридской поры широко использовались растительные и геометрические орнаменты.
В городах Худжанд и Ура-Тюбе мастера, в изготавливающие орнаментированные мраморные блюда и надгробия, возродили эти давние традиции в наши дни.
На любом базаре в Таджикистане, проворные резчики быстро смастерят забавные фигурки или украшения из дерева на ваших глазах. Стоит только попросить. Эти нехитрые сувениры надолго сохранят в памяти посещение такой пестрой, шумной и добродушной страны, как Таджикистан.