Категории раздела

Хабарҳо бо забони тоҷики
Хобарҳои Тоҷикистон
Ҷавонон
Сиёсат
Иқтисод
Ид ва Чорабиниҳо
Адабиёт ва Фарҳанг
Илм ва Дониш
Фарҳанг
Фарҳанг
Дин ва мазҳаб
Дин ва мазҳаб
Мухочирон
Ҷомеа
Ҷомеа
Варзиш
Минтақа
Минтақа
Ҷаҳон
Ҷаҳон
Новости
Спорт
Экономика
Энергетика и Промышленность
Политика
Общество
Миграция,Безработица, Социальная защита, Общество
Проишествия
Праздники /Мероприятие
Наука
Образование
Международные
Отношения
Мигранты
Hi-Tech
Транспорт
Здравоохранения
Образование
Культура
Безопасность
Новости Сайта
Новости и Поздравления

Мини-чат

Наш опрос
Какому сериалу заказывать озвучку?
Cообщения c Форума
Реклама!
Форма входа

Топ Материалов!
Информация
Гость
Вы в группе "Гости"
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
????????? ??????? ?????????

3.17.174.239

Мой профиль
Список пользователей
Изменить сведения
Отправить ЛС

Подпишись на обновления
Статистика
Онлайн всего:

Гостей:

Пользователей:

Смотрят: материалов

Скорость: kb/s

Статистика материалов

Новостей: 2892
Файлов: 15503
Фото: 991
Форум: 63/650
Коментариев: 1757

Зарег. на сайте

Всего: 5915
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0


Счётчики
Яндекс.Метрика

Главная » 2011 » Декабрь » 22 » Госбюджет-2012: дефицит и тайные статьи
13:46
Госбюджет-2012: дефицит и тайные статьи
Госбюджет-2012: дефицит и тайные статьи

В начале ноября депутатами Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли был утвержден Госбюджет страны на предстоящий год. На заседании, как обычно, прозвучали дифирамбы «бюджету развития» и его социальной направленности. Но о чем он говорит на самом деле?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в проекте бюджета предусмотрен заметный, по сравнению с прошедшим годом, рост доходов: с 3,74 до 4,73 млрд. сомони, поступающих от всех субъектов хозяйствования, а также от налогов с физических лиц. Это означает, что из карманов налогоплательщиков намечено забрать больше денег. В частности, за счет увеличения поступлений по статье «подоходный налог с физических лиц» предполагается получить около 50 млн. сомони. Рост составит 28%; если в прошлом году объем подоходного налога составил 149,9 млн. сомони, то в предстоящем он должен быть 193 млн. сомони.

Должны вырасти и неналоговые поступления, то есть доходы от различных штрафов, выдачи паспортов, сертификатов и другие виды доходов – с 434,8 млн. до 666 млн. сомони. Источник роста понятен: проектом Госбюджета утвержден расчетный показатель, то есть сумма, от которой исчисляются налоги, пошлины и другие обязательные платежи, в размере 40 сомони (с 1 января 2012г.). Напомним, термин «расчетный показатель» Минфином был введен в обиход в 2008 году, тогда он составлял 25 сомони; в 2009 году - 35 сомони. Теперь он вновь повысился. Как говорится, с носа по пятерке - государству 231 миллион.

Еще одним источником повышения дохода госбюджета должен стать налог на прибыль юридических лиц, который должен, по замыслу финансистов, вырасти почти на 15% - с 94,9 до 108,8 млн. сомони. Вырастут почти на 37% сборы за счет налогов с пользователей автомобильных дорог: с 15,2 до 20,8 млн. сомони. Но не подумайте, что это компания IRS, собирающая мзду на дороге Душанбе-Худжанд, внесет свой вклад. На парламентских слушаниях по исполнению бюджета за 9 месяцев текущего года прозвучала информация о том, что IRS не перечислила в госбюджет ни одного дирама.

Планируется существенное увеличение сборов по другим видам налогов: от акцизов и налога на доходы предприятий до НДС и налога на продукты переработки.

Третий год собирает госбюджет доход по строке «роялти за воду», который выплачивают ОАХК «Барки точик» и Сангтуда-1; ежегодно планируется его рост; в предстоящем году он увеличится с 33,7 до 36,8 млн. сомони. "JURNAL-VAHDAT"

Есть и позитивный момент: очевидно, услышаны неоднократные критические замечания наших депутатов о несоразмерно низком вкладе в госбюджет компании «ТАЛКО». И в будущем году доходы от налогов с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного (именно так, одной строкой, они приведены в Госбюджете) должны возрасти с 84,6 до 156,8 млн. сомони, то есть увеличиться почти на 85%.

Однако утверждение профессора Ходжимухаммада Умарова о том, что хлопок и алюминий не являются бюджетообразующими факторами, высказанное ранее, остается верным. Даже с учетом вышеназванного роста продажа главных экспортных товаров Таджикистана не принесёт в госказну значимого дохода, поскольку составит всего 3,3% доходов госбюджета. Между тем, согласно утверждению депутатов, когда-то один Алюминиевый завод вносил в доходную часть госбюджета около 17%.

Сравните: налог на добавленную стоимость (НДС - 18%), уплачиваемый предприятиями и организациями, многократно превышает доходы от «стратегических отраслей», составляя 2 млрд. 546 млн. сомони, или 53,8% всех доходов. А ведь налогоплательщики, физические и юридические лица, выплачивают еще 9 видов налогов, предусмотренных госбюджетом. И населению надо осознать, что госказна пополняется преимущественно за счет их платежей, а вовсе не за счет хлопка и алюминия.

Однако собранных средств будет недостаточно. Госбюджет, как и в прошлые годы, имеет дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами на 180 млн. сомони, или 0,55% ВВП.

Министр финансов С. Наджмиддинов в парламенте заявил: «Если выделять всем по заявкам, то потребовалось бы 18 миллиардов сомони, а у нас весь бюджет составляет 4,7 млрд. Нет средств на всех».

Республиканский бюджет утвержден по доходам в размере 4 млрд. 731 млн. сомони и по расходам – 4 млрд. 912 млн. сомони, с превышением расходов над доходами.

Источниками покрытия дефицита бюджета послужат поступления от приватизации госсобственности – 25 млн., доходы от реализации казначейских векселей - 50 млн., привлечения дополнительных доходов, депозитов республиканского бюджета и программного кредита от международных финансовых институтов – 105 млн. сомони.

Внешний долг

МЕЖДУ ТЕМ, объем внешнего госдолга Таджикистана постоянно растет и в настоящее время составляет около $2,1 млрд. На погашение основного внешнего долга планируется потратить 1,1% ВВП, или 379, 1 млн.с., что почти в два раза больше, чем в текущем году. Причем погашение будет производиться также за счет привлечения кредита международных финансовых организаций и депозитов Нацбанка.

На процентные выплаты по внешним и внутренним долгам в 2012 будет потрачено 323,5 млн. сомони, что по сравнению с истекающим годом больше почти на 60%.

На высказанную депутатами обеспокоенность по поводу высокого внешнего долга и крупных затрат на его обслуживание министр финансов Наджмиддинов ответил, что долг составляет всего 33,4% к ВВП республики. «Есть государства, у которых долг составляет 100% ВВП; наше правительство стремится удержать его в пределах 35%, - оптимистично заявил он. – У нас разработана Программа внешних государственных заимствований до 2014 года, и мы работаем в соответствии с ней».

Наджмиддинов также отметил, что международные эксперты оценивают структуру внешнего долга РТ как благоприятную, поскольку процентные ставки на эти кредиты маленькие (от 0,1 до 2% годовых), а до сроков погашения долгов еще далеко (20-40 лет). "JURNAL-VAHDAT"

Однако у депутатов было несколько иное мнение по этому вопросу. Шоди Шабдолов, например, заявил: «Если долги покрывать другими долгами, то скоро мы окажемся в положении Греции. Долги надо покрывать доходами, а не влезать в новые займы!»

Аналогичное мнение высказал экономист Умаров. «Лимит для безопасного размера долга составляет 40%. Мы уже имеем его в размере 38-39% ВВП. При этом не все кредиты льготные, в частности, от Китая. Через 15-18 лет наступит время возврата долгов, и потребуются огромные выплаты – порядка 50-80 млн. Таджикистан может оказаться в сложной ситуации», - считает экономист.

Правота этих высказываний очевидна: ведь одно только обслуживание долга превышает финансирование обороны и в 2,6 раза больше, чем расходы госбюджета на здравоохранение.

Кому сколько досталось?

ГОВОРЯТ, что настоящие бюджетные страсти происходят в Минфине, когда руководители министерств и ведомств защищают свои отраслевые проекты бюджетов. Жаль, что общественности ничего о них не известно. В парламенте, как правило, утвержденные Минфином расходы республиканского бюджета почти не оспариваются.

«В ближайшие годы зарплата госслужащих повысится в 2 раза», - оптимистично сообщил депутатам С. Наджмиддинов. Действительно, фонд заработной платы министерств, ведомств и организаций повысится в будущем году от 627 до 818,4 млн.с., или примерно на 30%. Однако такой прибавки явно маловато для существенного повышения рядовым госслужащим зарплат, которые, как известно, являются самыми низкими в СНГ.

Доходы госбюджета распределены следующим образом. Наибольший прирост - 51,4% - получил фонд непредвиденных расходов правительства, который составит 37,8 млн. сомони. Наджмиддинов отметил, что 5% фонда будут израсходованы на целевые расходы.

Наше здравоохранение получило меньшую прибавку - около 32,3%, а в абсолютном значении – 143,8 млн. сомони. На больницы и поликлиники, прикладную науку, охрану здоровья населения расходы увеличены.

Топливно-энергетический комплекс получит 1 млрд. 129 млн. сомони, увеличив расходы почти на 29%, или 246 млн. сомони.

Вырос на 26% и резервный фонд президента, составив 151,4 млн.с. Отметим, что на прошедших недавно парламентских слушаниях не прозвучало никакой информации об использовании фондов непредвиденных расходов правительства и президента. Между тем в сумме они составляют 189,2 млн. сомони, или 4% доходов республиканского бюджета.

Строка финансирования (млн.сом)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

Здравоохранение

49,1

64,9

74,2

108,7

143,8

2

Образование

101,8

239,4

235,4

309,3

374,3

3

Добыча и переработка полез ископаемых, горонодобывающая прошленность и строительсво

22,8

33,6

55,9

75,9

83,2

4

Резервный Фонд президента

60

93

96

120

151,4

5

Фонд непредвиденных расходов правительства

20

25

20

25

37

6

Погашение основного внешнего долга

153,7

104,2

160,9

190,6

379,2

7

Культурно массовые , оздоровительные и общественные мероприятия

102,4

125

145,1

188,9

195,1

 

ИТОГО:

509,8

685,1

787,5

1018,4

1364

На 21% увеличено финансирование образования; расходы на него составят более 374,4 млн. сомони. Депутат Лутфулло Саидмуродов заявил, что образование финансируется в недостаточном объеме и оно из года в год уменьшается. «Несмотря на относительное увеличение, оно уменьшается из года в год относительно объема ВВП; в будущем году оно составит 5% ВВП, а в перспективном планировании в 2013г. планируется 4,2% ВВП, в 2014 – еще меньше, всего 3,8% ВВП. То же самое происходит с финансированием науки, где запланировано уменьшение с 0,2 до 0,09% ВВП, а также финансированием культуры и спорта (с 1 до 0,7% ВВП). Почему такое планирование?» - спросил депутат.

Ассигнования на культурно-массовые массовые, оздоровительные и общественные мероприятия (188,9 млн.), прирост расходов на которые в прошедшем году был весьма значительным, что вполне объяснимо в связи с юбилейными празднествами, и на будущий год опять увеличатся. Они составят 195 млн. сомони, что значительно больше, чем, к примеру, затраты на здравоохранение (143,8 млн. с.). В том числе солидную прибавку, почти на 25%, или 7,5 млн. сомони, получат государственные СМИ.

Между тем реальные отрасли промышленности вновь обделены финансированием: на добычу и переработку полезных ископаемых, горнодобывающую промышленность и строительство (именно так, одной строкой, приведено в бюджете) выделено всего лишь 83,2 млн. с., и увеличение совсем незначительное - около 10%.

На транспорт и коммуникации выделено 113,8 млн., и здесь также совсем незначительный рост ассигнований – около 8%.

Финансирование госорганов власти и управления в предстоящем году увеличится на 7,5%, или на 31,3 млн., и составит 449,2 млн. Правда, по некоторым статьям оно немного уменьшится; в частности, расходы на финансовую и налогово-бюджетную политику сократятся на 8 млн.

С. Наджмиддинов сообщил, что в предстоящем году не предусмотрено выделение средств на ремонт административных зданий госструктур и покупку транспортных средств. Видимо, призывы президента и депутатов к сокращению расходов ведомств на ремонт и благоустройство были приняты во внимание специалистами Минфина. "JURNAL-VAHDAT"

Обделенными можно назвать отрасли сельского хозяйства, землеустройства и водного хозяйства, которые получат всего 101,4 млн. сомони, где увеличение расходов составит около 9%. Отметим, что расходы по программе развития хлопководческой отрасли не только не увеличены, но, наоборот, снижены на 60 тысяч сомони.

Депутат Амир Каракулов пытался защитить интересы дехкан, заявив, что сельское хозяйство получает всего 13,7% ВВП, и, как следствие, за последние три года зарплата в этой отрасли не росла. «Дехкане должны не только кормить себя, но и получить возможность создавать капитал», - заявил Каракулов.

Увеличено финансирование ЖКХ и сферы охраны окружающей среды - с 36,7 до 44,1 млн. сомони. К сожалению, трудно судить, кому из них достанется прибавка. Однако по состоянию нашего ЖКХ можно сразу сказать, что этого крайне недостаточно.

Расходы города Душанбе на осуществление функций столицы остались прежними и составляют 10 млн. сомони.

Пенсионеры

ВОТ уже несколько лет планируется дефицитный бюджет социального страхования и пенсий; и он стремительно нарастает. Если в 2010 и 2011 гг. нехватка средств составляла 15 и 18 млн. сомони соответственно, то в предстоящем году дефицит будет 35 млн. Дефицит бюджета должен покрываться за счет республиканского бюджета, но, как показывает жизнь, этого зачастую не происходит. Не отсюда ли возникают беды наших инвалидов и пенсионеров, неделями простаивающих за своими мизерными пенсиями?

И как соотнести эту ситуацию со статьей 22, в которой говорится о том, что зарплата, стипендии, пенсии, пособия и компенсационные выплаты относятся к защищенным статьям расходов?

Депутат Шодди Шабдолов на сессии МН МО, где звучали одобрительные оценки госбюджета, высказал прямо противоположное мнение. «Нельзя называть социальным бюджет, при котором нетрудоспособные пенсионеры, старики в возрасте 80-90 лет, получают пенсию, в три раза меньшую продовольственной корзины, и физически не могут выжить без помощи родных. Надо принимать срочные меры, мы не имеем морального права оставить их без поддержки», - заявил он.

Шабдолов предложил провести отдельные парламентские слушания по этому вопросу.

Госбюджетом в 2012 году предусмотрено увеличение расходов на социальную защиту населения, с 265,7 до 327,2 млн. сомони. Будем надеяться, что прибавка пойдет на увеличение пенсий инвалидам, сиротам и другим малообеспеченным слоям населения.

«Прозрачность» бюджета

ДОКУМЕНТ, представляющий госбюджет, растет год от году, увеличивается число статей и страниц, он становится более подробным. Однако количества нужной информации в нем больше не становится. Некоторые строки госбюджета совсем засекречены, и кроме номера статьи вы ничего не увидите. Все большее число статей не содержит цифровых данных, имея лишь краткую пометку: «Не для печати». Уже два года как к их числу отнесены статьи финансирования обороны, правоохранительных, судебных органов и прокуратуры. Хотя ранее они были открыты…

Негласно, но давно стали закрытыми для общественности бюджеты верхней и нижней палат парламента. Лишь случайно, во время обсуждения вопроса о льготах, прозвучала в парламенте информация: зарплата депутатов нижней палаты составляет около $1000. Следовательно, она десятикратно превышает среднюю зарплату, сложившуюся в Таджикистане.

Зарплата других высокопоставленных представителей власти остается тайной за семью замками. Между тем эта ситуация должна была кардинально измениться после принятия в апреле текущего года Постановления правительства о «Порядке единых требований для сайтов госорганов управления», в соответствии с которым, в числе прочих требований, каждый вышеназванный сайт должен содержать информационный блог о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям. Однако на конец этого года ни на одном из доступных общественности сайтов госуправления такой информации не появилось. "JURNAL-VAHDAT"

Плохой традицией стало совмещать в одну совершенно разные отрасли, показывая по ним «объединенный» показатель. Так, например, как объем налогов от продажи хлопка-волокна и алюминия. Мне не удалось узнать в Минфине, какой именно доход в казну приносят по отдельности эти отрасли.

Примерно то же самое можно сказать о расходах. Почему-то по добыче и переработке полезных ископаемых, горнодобывающей промышленности и строительству приведена одна лишь общая цифра. ЖКХ объединено с охраной окружающей среды, правоохранительные и судебные органы с прокуратурой, промышленность со строительством. И разбивку по ним в Минфине мне также не удалось получить.

И почти в каждой статье имеются строки, оговаривающие «иные доходы», «другую деятельность». Причем расходы по ним исчисляются десятками и сотнями миллионов. Интересно, можно ли проверить правильность расходов по таким непонятным статьям?

Не может узнать общественность о расходах на загранкомандировки органов государственной власти, финансировании министерств, ведомств и комитетов при правительстве, расходах по фундаментальным исследованиям, науке и некоторым другим статьям.

А ведь здесь возможно оптимизирование расходов. Об этом заявила депутат Галия Рабиева, сказав, что надо бы давно отказаться от статьи госбюджета, согласно которой 50% сокрытых средств, обнаруженных налоговиками, достаются самому Налоговому комитету. «Они построили дворец для душанбинских налоговиков, а теперь в центре города строят спорткомплекс и живут на широкую ногу. А ведь в помощи больше нуждаются школы и детсады, больницы и поликлиники», - сказала она.

Отметим, что вышесказанное вполне можно отнести и к деятельности таможенной службы.

Между тем в проводящейся правительством реформе управления госфинансами большое внимание уделяется процессам усиления парламентского надзора, освещения СМИ, предоставления информации гражданам, содействия конструктивному участию гражданского общества в процессе формирования бюджета. В результате должна быть обеспечена прозрачность и подотчетность бюджета. "JURNAL-VAHDAT"

В настоящее же время, согласно исследованию ОФ «Панорама», население практически не информировано о бюджетных процессах, оно имеет ограниченный доступ к информации по бюджету, причем не только о государственном, но и о местных бюджетах. «Госструктуры не готовы расширить прозрачность бюджетных процессов и привлекать в них представителей СМИ и гражданского общества», - говорится в исследовании.

Да и само общество не готово принимать активное участие в этих процессах. Причем отмечается неверие НПО в собственные силы и возможность добиться каких-либо позитивных результатов через участие в бюджетном процессе.

Категория: Экономика | Просмотров: 1002 | Добавил: jurnal-vahdat | Теги: Госбюджет-2012: дефицит и тайные ст, точикистон, jurnal-vahdat, новости, бюджет, Вахдат, хабархо, 2011, таджикистан, ахбоорот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar