Категории раздела

Хабарҳо бо забони тоҷики
Хобарҳои Тоҷикистон
Ҷавонон
Сиёсат
Иқтисод
Ид ва Чорабиниҳо
Адабиёт ва Фарҳанг
Илм ва Дониш
Фарҳанг
Фарҳанг
Дин ва мазҳаб
Дин ва мазҳаб
Мухочирон
Ҷомеа
Ҷомеа
Варзиш
Минтақа
Минтақа
Ҷаҳон
Ҷаҳон
Новости
Спорт
Экономика
Энергетика и Промышленность
Политика
Общество
Миграция,Безработица, Социальная защита, Общество
Проишествия
Праздники /Мероприятие
Наука
Образование
Международные
Отношения
Мигранты
Hi-Tech
Транспорт
Здравоохранения
Образование
Культура
Безопасность
Новости Сайта
Новости и Поздравления

Мини-чат

Наш опрос
Какому сериалу заказывать озвучку?
Cообщения c Форума
Реклама!
Форма входа

Топ Материалов!
Информация
Гость
Вы в группе "Гости"
Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
????????? ??????? ?????????

3.149.26.176

Мой профиль
Список пользователей
Изменить сведения
Отправить ЛС

Подпишись на обновления
Статистика
Онлайн всего:

Гостей:

Пользователей:

Смотрят: материалов

Скорость: kb/s

Статистика материалов

Новостей: 2892
Файлов: 15503
Фото: 991
Форум: 63/650
Коментариев: 1757

Зарег. на сайте

Всего: 5915
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0


Счётчики
Яндекс.Метрика

Турецкие сериалы на русском

Традиционная резьба Таджикистана

По многообразию и насыщенности извивов, количеству узоров и растительных орнаментов на входных дверях или воротах, определяют статус хозяина дома. Поэтому ремесло резчика ценится в Таджикистане очень высоко.

В каждой области резчики по дереву умудрялись создавать свой, неповторимый орнамент. И любой скажет - «этот мастер из Исфары, тот - из гарма, а этот - еще только начинающий. Мы не знаем, откуда он!». Искусство резьбы по дереву древнейшее из ремесел на Востоке.

Резьба в Таджикистане представлена несколькими видами: Кандакории барджастаи мукарнаси - резьба-барельеф, кандакории хамвор - прямая‚ гладкая резьба, чукур - глубокая; дутарафа - решетка, руйбаст - закрытая.

Запрет ислама на воспроизведение ликов людей,животных и птиц, сначала VIII века, вытеснил сюжетную резьбу и роспись‚ распространил стиль условно-отвлеченного орнамента. Художественная резьба находила применение в декоре перекладин‚ панно‚ консолей. Художественная обработка дерева применялась в резных надгробиях и фризах с надписями‚ колоннах‚ балках‚ решетках‚ пюпитрах - подставках для чтения священных книг‚ фигурных столиках.

Резьба Кандакори – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства таджиков. Применяется для художественной обработки дерева‚ кости‚ ганча (алебастра).

Чубкори – тоже древнейший вид художественной резьбы по дереву. В музеях страны сохранились ее великолепные образцы: резные колонны из кишлаков - Рарз‚ Фатмев‚ Куруд‚ Оббурдон. Резные двери из мавзолеев в Узбекистане - Чашма Аюб (14-15 вв. Бухара)‚ Гур-и Эмир (Самарканд)‚ в Таджикистане - Бобо Таго (Ура-Тюбе)‚ орнаментированные в строго выстроенной геометрической сетке, типа "гирих"‚ участки которой заполнены растительно-цветочным узором.

Капители мечетей Хавзи Сангин‚ Далёни Боло в городе Ура-Тюбе‚ Джоме в Худжанде‚ Сурх в Исфаре выполнены в традициях старинной резьбы. Мастера горных областей Таджикистана применяют в своем творчестве стилизованные изображения сталактитов и сталагмитов. В быту таджиков Памира и Припамирья резьба по дереву часто использовалась для украшения интерьеров жилищ. Особенно часто художественное оформление применяется при изготовлении - бузовез‚ бучкигич - перекладин для подвешивания туш овец и коз‚ кучкорак‚ овак - рогообразных бало)‚ чохдон - круглых сундуков.

В горных районах Таджикистана в резьбе сохранились архаические элементы, формы и названия узоров‚ символизирующие небесные светила‚ животных и растения.

В современном таджикском искусстве резьбы по дереву развиваются две тенденции: народная (в сельской местности)‚ и профессиональная (в городском строительстве). Но и в той и в другой придерживаются средневековых традиций декоративного искусства.

Ганчкори – резьба по ганчу (алебастру) – один из древнейших видов украшения интерьеров и экстерьеров зданий, насчитывающих около тысяч и лет. Этому виду искусства покровительствовали шахи и правители всех рангов. Ганчкори использовался в дворцовых постройках средневекового Хульбука‚ Педжикента, Шахристана, Тахти Сангина, Аджина-тепе. В сюжетах резчиков по ганчу использовались изображения деревьев‚ животных‚ женщин-птиц‚ плодов деревьев‚ гроздьев винограда с побегами. Из ганча изготовлялись резные ажурные решетки на окнах дворцов и мечетей.




Лучшими мастерами считались резчики из Ура-Тюбе. Они применяют характерные технические приёмы. "Заминкор" – прямой срез узора с плоским фоном; "лулапардоз" – придает геометрическим и растительно-цветочным узорам овальную форму.

Ведущим мотивом в резьбе по ганчу является "пахтапардоз", соответствующий технике трехгранно - выемчатой резьбы‚ а для "табакапардоз" – характерна дополнительная отделка поверхности орнаментальными мотивами побегов растений‚ листьев и линий.

Другие виды и мотивы - чокапардоз - двухслойная резьба‚ гул -многолепестковый цветок‚ турундж - замкнутые розетки‚ лоламадохил - стрельчатые мотивы‚ гулдаста -миниатюрные колонки-башенки.

В современном искусстве Таджикистана применяется резной ганч в декоре интерьеров и экстерьеров театра оперы и балета им. С.Айни‚ библиотеки им. Фирдоуси.

Сангтароши-сангкори‚ хаккоки – резьба по камню, один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Памятники культуры Греко-Бактрии‚ Кушан‚ Сасанидов‚ Саманидов свидетельствуют о высоком профессионализме резчиков по камню.

В каменных деталях украшении надгробных плит‚ резных фигурных колонн‚ фризов‚ панелей Темуридской поры широко использовались растительные и геометрические орнаменты.

В городах Худжанд и Ура-Тюбе мастера, в изготавливающие орнаментированные мраморные блюда и надгробия, возродили эти давние традиции в наши дни.

На любом базаре в Таджикистане, проворные резчики быстро смастерят забавные фигурки или украшения из дерева на ваших глазах. Стоит только попросить. Эти нехитрые сувениры надолго сохранят в памяти посещение такой пестрой, шумной и добродушной страны, как Таджикистан.